До экранизации Питером Джексоном трилогии «Властелин колец» мир высокого фэнтези не особо хорошо обслуживался кино. Этот жанр даже не воспринимался всерьез в литературе до 1960-х годов. В 1980-х годах была мода на фэнтези-фильмы, но хотя большинство из них выглядели красиво и были довольно интересными, ни один из них действительно не имел величия (хотя Экскалибур 1981 г.). Только в первом десятилетии ХХ века мы увидели запоздалое появление кино эпохи фэнтези. Как и в первых двух фильмах трилогии, переход от романа к сценарию необычен. В нем гораздо больше действия и гораздо меньше диалога, и все же сюжет по-прежнему ясен, и повествование никогда не повторяется. Идея соединить вместе разные линии истории во времени — например, когда Король-Волшебник родился рядом с Фродо и Сэмом, но башня зеленого света видна за много миль от Пиппина — отлично подходит для повышения напряжения. Они также действительно помогают установить это видение Средиземья как реального места с большими размерами. И снова Джексон доказывает, что он режиссер боевиков с небольшими дополнительными интеллектуальными навыками. На первый взгляд его работа кажется очень ориентированной на тех, у кого мало внимания, но в каждом кадре так много груза, что камера следует за орком, когда он падает на землю или останавливается на женщине, держащей ребенок. когда в городе вспыхивает паника. Его ужасающее воображение от ужаса некоторых сцен действительно нервничает. В этой области есть несколько комплексных улучшений. Может быть, годы, потраченные на производство, нанесли правильный урон актерскому составу. Есть несколько по-настоящему душевных моментов Бернарда Хилла и замечательный задушевный поворот Миранды Отто. Для меня Билли Бойд всегда выделялся как лучший исполнитель-хобби, и это фильм Властелин колец: Возвращение Короля, в котором он выходит на первое место, демонстрируя огромное достоинство и эмоции. Однако лучший результат, как и прежде, принадлежит Яну МакКеллену в роли Гэндальфа. В его последней сцене есть что-то странно знакомое. Одна из досадных вещей в «Возвращении короля» заключается в том, что в определенные моменты он страдает хуже, чем первые два фильма, из-за отсутствия достоинства. CGI Голлум очень неуклюж, и трудно поверить в него как в антагониста, хотя довольно нелепый вид, который мы имеем для частично преобразованного Смеагола, кусающего в рыбу с Энди Серкисом в протезировании, идеально подошел бы всем. Некоторые из наиболее серьезных частей становятся глупыми. Я помню, как громко смеялся в фильмах, когда Гэндальф сказал: «Вот как проходит Денетор», когда этот человек все еще горел. Но в целом это экстраординарный спектакль с его самыми необычными штрихами в том, как все это собрано воедино. Когда фонари зажигаются, протягивая линию вдоль горного хребта, сделанную таким спокойным, ритмичным образом, мы одновременно поражаемся огромным масштабам, красоте пейзажа и его кажущейся яркости как средства коммуникации. Когда преследуемая песня Пиппина продолжается на заднем плане, когда гондорцы идут к своей гибели, мы чувствуем всю глубину происходящего так, что изображения не могли передать. Такое мышление невозможно увидеть в фантастических фильмах 80-х или в великой научно-фантастической трилогии «Звездные войны». Фильмы о «Властелине колец» погружают нас в волнение и печаль истории, для меня они важнее, чем сам Толкин. Он возвышает это над еще одним движением компьютерной графики и придает жанру фэнтези статус и статус, которыми он никогда раньше не обладал.