Много подтекстов было прочитано в этом фильме Крепкий орешек за эти годы — и любой, кто читал несколько моих рецензий, знает, что я не враг для чтения подтекстов в фильмах, независимо от того, были ли они задуманы создателями фильма или нет. Крепкий орешек также иногда воспринимается как один из самых печально известных ярких примеров того, «что пошло не так с Голливудом». Но когда мы приступим к делу, «Крепкий орешек» так хорош, просто потому что это плотно сконструированный, захватывающий боевик, который едва останавливает момент, чтобы дать вам дышать, когда он начинает катиться. Возможно, он не создал современный шаблон действий, но он определенно многое сделал для его закрепления. Без Die Hard у нас, возможно, не было бы таких фильмов, как Speed (1994), The Rock (1996), Air Force One (1997) или Panic Room (2002). В Die Hard Брюс Уиллис — это Джон Макклейн, Нью-Йорк. Полицейский, который направляется в Лос-Анджелес, чтобы навестить свою бывшую жену Холли (Бонни Беделия) и их двоих детей на Рождество. Босс Холли, Джозеф Такаги (Джеймс Шигета), отправил лимузин, чтобы забрать Джона в аэропорту. Джон останавливается у офиса Холли в большом высотном здании, чтобы попытаться выяснить, где он собирается остановиться. Коллеги Холли устраивают вечеринку в канун позднего Рождества — они последние в здании и их уже 30 с лишним историй. Внезапно «террористы» захватывают контроль над зданием. Кажется, у них есть проблема с работодателем Холли, корпорацией Накатоми. Джон может спрятаться и улизнуть, прежде чем они увидят его, но может ли один полицейский взять под контроль 12 высоко вооруженных, хорошо обученных «террористов»? Режиссер Джон Мактирнан, который был только что достиг своего успеха после «Хищника» 1987 года, фактически начинает фильм в режиме, который больше похож на легкую комедию и специально продуманную драму. Это помогает усилить контраст, который вскоре последует, хотя Мактирнан периодически сохраняет юмор под маской сардонически скромных строчек, в основном доставляемых нашим героем. Ко времени прибытия Die Hard это уже стало чем-то вроде клише, во многом из-за влияния Арнольда Шварценеггера в жанре экшн (хотя многие из его лучших однолинейников были еще впереди). Тем не менее, использование McTiernan этого порой ненавистного устройства невероятно эффективно, так как оно является единственным средством обеспечения коротких передышек от острой нерешительности и действия. И, кроме того, «Yippee-ki-yay mf’er» должен быть одним из самых запоминающихся и забавных — хотя и глупых — однострочников всех времен. Интересно, что, если вы действительно проанализируете сюжет, большой процент неопределенность создается простым маневрированием Джона и террористов вокруг здания. Действие сцены не так часто, как кажется; McTiernan поддерживает очень высокий уровень интенсивности благодаря удивительно классическому подходу. Большая часть фильма — расширенная игра в кошки-мышки, иногда перемежающаяся насилием с применением оружия и реже физическим сражением. Конечно, так как фильм снят в небоскребе — сочетание захватывающих острых ощущений «Высочайшего ада» (1974) и очень современного (как в 1988 году, так и сейчас) террористического заговора является большой частью того, что изначально вызывало шум — некоторые из Больше моментов, в которых вы сидите, основаны на высоте. В этом типе боевика одной из самых важных черт, которые должен иметь главный актер, является впечатляющее, правдоподобное физическое присутствие «супергероя». Уиллису, когда ему было за тридцать, во время съемок идеально подходил для этой роли. Его слегка неряшливый, лысеющий взгляд делает его правдоподобным полицейским из Нью-Йорка, но его телосложение также находится в отличной форме, хотя и не настолько, что вы ожидаете, что он смазывается и начинает сгибаться. «Террористы» выглядят соответственно иначе — более учтиво и изощренно, как если бы они могли быть на обложке любовного романа, если бы просто немного усилили и опустили пулеметы. Другие роли, поскольку они значительны (и их число), прекрасно исполняются, если они часто бывают проворными, как и должно быть — это помогает аудитории приспособиться к мультяшным судьбам большинства персонажей поддержки, которые достаточно существенны, чтобы есть аргументы. Что касается этих подтекстов, в структуре фильма вы можете прочитать много интересного: иностранцы — это либо плохие парни, либо дико успешные капиталисты, которые, возможно, чувствуют «плохой парень» в своей угрозе национальному суверенитету. (это особенно верно, если мы поместим фильм в его историко-культурный контекст, так как паранойя о «азиатах, скупающих Америку», которая с тех пор утихла, только начинала казаться большой). Афроамериканцы ограничены ролями моральной поддержки белого героя мужского пола — историк развлечений Дональд Богл, который провел многочисленные исследования афроамериканцев в кино, забавно интерпретировал роль сержанта. Аль Пауэлл (Реджинальд ВелДжосон) как «воспитатель чёрного приятеля как мамы». И хотя Холли занимает якобы важную должность в компании, мы считаем ее в основном подчиненной, управляемой или беспомощной. Другие женщины в фильме, в той степени, в которой они присутствуют, в лучшем случае представлены в основном как «декорации». Но главный вопрос заключается в том, предназначены ли в фильме какие-либо из этих социологических проблем расы, власти, ксенофобии и доминирования мужчин. , Я думаю, что это не так, даже если они присутствуют из-за других культурных факторов. Большому летнему боевику в США нужна большая боевика, и по какой-то причине это были в основном белые мужчины. Злодеи также должны были быть почти карикатурными и ошибочными для террористов, и в конце 1980-х, если бы белые мужчины-американцы стали террористами, это сделало бы фильм неправдоподобным для большей части зрителей и для других типов американцев (белые женщины, черные). и т. д.) были бы одинаково политическими. Мактирнан не столько пытался делать политические или социологические заявления, сколько предлагал нам захватывающие американские горки фильма, и это он делал с помощью летающих красок.