Не ходите в «Охотники за сокровищами», ожидая увидеть «Четырнадцать океанов» Второй мировой войны. Delicious — это красиво и весело, но гораздо глубже. Хотя Джордж Клуни возглавляет звездную команду через смелое ограбление — спасая величайшие сокровища искусства Европы, захваченные нацистами, — это смелый крупномасштабный фильм старой школы о войне великих поколений. Это отличный побег. Тяжелая история о героизме из реальной жизни, а не об иронии. Часто это смешно, но с прилежным сердцем. Режиссер, главная роль и соавтор сценария, Клуни чествует неслыханных людей, внесших важный вклад в борьбу за цивилизацию. Это история о мужчинах, рискующих своей жизнью, чтобы спасти величайшие достижения западной культуры от жестоких людей, которые считали книги и вневременное искусство обманчивыми и подстрекательскими. Вехи очевидны из начальной сцены, с настенной росписи да Винчи «Тайная вечеря», которая едва не рухнула после того, как союзники взорвали бомбу в Милане в 1943 году, когда обеденный стол был разрушен. «Люди памятников» повествуют о вымышленных персонажах куратора искусства Фрэнка Стоукса (Клуни) и директора музея Джеймса Грейнджера (Мэтт Дэймон), когда они нанимают полдюжины художников и экспертов для сохранения шедевров. В команду входят Билл Мюррей в роли архитектора, Джон Гудман в роли скульптора, Боб Балабан в роли импресарио театра и Жан Дюжарден в роли французского борца сопротивления. Они очень странные, талантливые и несовершенные, и не всегда хорошо ладят друг с другом или со своими прагматичными коллегами из GI. В фильме не тратится много времени на создание предыстории для них. С такими знаковыми лицами и талантами в этом нет необходимости. Гудман подмигивает больше, чем могут показать диалоги, а комические трения между Мюрреем и Балабаном столь же хитры, как и все в фильмах Кристофера Геста. У этих актеров с самого начала есть чувство идентичности. Фильм выглядит великолепно, с пляжем Нормандии, Парижем, заснеженными бельгийскими лесами, замками и соборами, великолепно сфотографированными Федоном Папамихаилом. Оливковая нить и серый цвет военной техники и униформы резко контрастируют с красивыми тонами выставленных художественных украшений. Большая часть работ, находящихся в опасности, представляет собой религиозную тему — мрачный выбор Клуни. Стенография — это сокращение того, как искусство вдохновляет и обогащает нашу повседневную жизнь, и для большинства зрителей оно вызывает более глубокие эмоциональные ассоциации, чем светские произведения Вермеера или Рембрандта. Кейт Бланшетт поражает подавляемым гневом, когда куратор Парижа вынужден сотрудничать с нацистскими грабителями произведений искусства. Ее казнили бы на месте, если бы они поняли, что она тайно составляла каталоги национальных сокровищ, которые отправлялись выставляться в музей фюрера, предложенный Гитлером. Чтобы вернуть себе эту красоту, есть причины рисковать жизнью и похуже. Ее гнев помогает убедить даже скептиков в том, что это нечто большее, чем холст, резная краска и камень. Фильм эпизодический и, возможно, был сильнее из-за конфликта между старыми, не в форме ученых и заклятым врагом. Тем не менее, это тяжелая работа с чувством капризной ярости и течением истории. Необычный способ, которым команда узнает, что война окончена, — это восхитительная потеря. Эмоциональная кульминация фильма наступает однажды, и в некотором смысле вы не готовы. В то время как врач (которого играет соавтор сценария Клуни Грант Хеслов) работает с серьезно раненым солдатом, Мюррей слышит запись, сделанную его внуками, поющими «Have Yourself a Merry Little Christmas» через систему лагерей PA. В такие моменты, как этот, и во время трогательной эпизодической презентации отца Клуни, Ника, вы знаете, что смотрите на одного из них прямо от сердца. И вот где он попадает.